пятница, 1 мая 2015 г.

Личное знакомство. Гала Смага.

Радуюсь возможности представить вам свое новое интервью с очень интересным человеком — талантливым кукольным мастером, счастливой мамой успешных девочек и просто интересной женщиной Галой Смагой.
Желаю всем-всем приятных впечатлений от нашего разговора! И, как всегда, жду ваших откликов на наше интервью! Спасибо вам, что не жалеете добрых слов в адрес мастеров и в мой, в частности :) Это несказанно приятно и воодушевляюще!
Люда Кравчук: Гала, здравствуйте. Радуюсь возможности познакомиться с Вами ближе. Являюсь Вашей давней поклонницей.
У Вас фантастические куклы! Вы помните свою первую куклу?
Гала Смага: Здравствуйте, Людмила, спасибо! Со своей первой куклой я без сожаления рассталась несколько лет назад, просто потому, что воспринимала её, как начальный этап в постижении секретов кукольного мастерства. Я, конечно же, очень старалась, но многого тогда ещё не видела, не понимала и не умела. Сейчас я с уверенностью могу сказать, что авторская кукла — это сплав упорного труда, непрерывного творческого поиска и полной эмоциональной отдачи.

Л.К. Я знаю, Вы создаете кукол из разных материалов — это паперклей, флюмо и куклы из антикварных частей. Что вам ближе и почему?
Г.С. Паперклей — это мой любимый материал, он дает большую свободу в выборе стиля, и процесс создания авторской куклы ограничен только творческой фантазией. Флюмо удобнее использовать для серии кукол, или так называемого "тиража". У меня есть куколки ограниченного тиража (20 экземпляров). Задумала его не столько для коллекционеров, сколько для любителей кукол, потому что такие работы более доступны по цене. Мой тираж очень популярен, он еще не закрыт, этих куколок ждут, и все они получаются на удивление разными.
Л.К. Я очень люблю Ваших кукол с антикварными головками. Откройте секрет, как долго куколка собирается, ведь очевидно, что процесс поиска и сборки отнюдь не быстрый.
Г.С. Боюсь показаться нескромной, но я тоже люблю своих антикварных кукол. Давно присматривалась к антикварным головкам, спасибо за это Лене Елагиной и, наконец, решилась попробовать что-то новое. Если сравнивать процесс создания авторской и антикварной куклы, то первый, безусловно, более сложный и трудоемкий. С антикварными куклами я скорее чувствую себя соавтором в интересном и захватывающем деле, ведь головки, ручки, ножки и даже глазки уже готовы, остается самое интересное — оживить. Почти всегда расписываю антикварных кукол сама, ведь зачастую оригинальная роспись утеряна, или её просто не было изначально. Действую по принципу «не навреди», но всё же строго не следую канонам, не вижу в этом смысла, ведь самое ценное — это аутентичность, а она, как правило, бывает утрачена.
Интересуясь миром антикварных кукол, я неожиданно открыла его многообразие: от младенцев и реалистичных детей, то шутовских образов marotte, так что моему авторскому видению есть где развернуться.



Л.К.: Расскажите, где и у кого Вы учились мастерству создания кукол, и как давно это было?
Г.С.: Наступило время, когда дети подросли, муж был занят интересной работой, а у меня, как-то сам собой, возник вопрос: чем ещё в жизни, кроме дома и семьи, я хотела бы заниматься? Это были 90-е годы, время экономического подъема и очень больших возможностей для получения любого второго платного образования, Я выбирала между психологией и дизайном. И вдруг на глаза мне попалось объявление о том, что Школа кукольного дизайна Светланы Воскресенской набирает группу на курсы по созданию авторской фарфоровой куклы. Это было началом... С большим теплом вспоминаю то время, прекрасную творческую атмосферу, царившую в школе, увлечённых преподавателей и благодарных учеников. С тех пор прошло 15 лет...
Л.К.: Даете ли Вы сами МК?
Г.С.: Для того чтобы проводить МК, необходимо, во-первых, ощущать такую потребность, а, во-вторых, потратить достаточно много времени для того, чтобы продумать и подготовить интересный курс. У меня пока нет такого желания. Я бы сама с удовольствием посетила МК любимых мною художников, и даже не для того, чтобы сделать куклу или узнать какие-нибудь секреты, а потому, что считаю такое общение с мастером бесценным опытом и сильным творческим импульсом, помогающим что-то переосмыслить и идти дальше.

Л.К.: Где все без исключения могут увидеть Ваши куклы?
Г.С.: Очень давно и успешно сотрудничаю с галереей Лены Громовой "Кукольная Коллекция", там можно увидеть моих авторских и реже антикварных кукол. Очень люблю ежегодные выставки кукол в рамках проекта DOLLART и АРТКУКЛА и с удовольствием в них участвую.
Л.К.: Известный факт, что у Вас знаменитая дочь, она известный мастер Мишек Тедди – Лена Смага. Творите ли Вы вместе, учитесь ли друг у друга? Расскажите о Вашей младшей дочери, пошла ли она по творческому пути?
Г.С.: У меня две дочери: старшая Лена и младшая Вика. Да, Лену знают многие любители коллекционных мишек, Вику знают меньше, она заканчивает университет, работает в банке и тоже очень любит кукол и мишек, но на расстоянии. Думаю, вряд ли она пойдёт по нашим стопам, и я этому очень рада, ведь должен же в семье оставаться хоть один здравомыслящий человек. Нам с Леной удалось вовлечь в творческую атмосферу всех членов нашей семьи, поэтому у нас нет противников, а вокруг только единомышленники с разной степенью увлеченности. Больше всего меня радует поддержка моего любимого внука Никиты, ему 8 лет, но он уже очень заинтересованный ценитель всех наших увлечений и приобретений. Вообще, с Леной мы живём в унисон, у нас много общих интересов, есть примеры совместного творчества. Пока это были небольшие попытки, но, я надеюсь, что нам все же удастся сделать большой, интересный совместный проект.

Мишка Лены http://www.lenasmaga.blogspot.ru/


Л.К.: Была ли кукла в Вашей жизни, с которой Вы не смогли расстаться?
Г.С.: Есть куклы, с которыми мне было сложно расставаться, иногда мои девочки просят не продавать ту или иную работу. У Лены поселилась Марионетка — тиражная куколка, которую я делала на юбилейный выставку DOLLART. Несколько авторских и антикварных деток живут у меня дома, радуют меня и моих близких, все мы прекрасно уживаемся.

Л.К.: Посещаете ли Вы выставки в России, близки ли они Вам, что нравится, что нет? Какие вообще выставки Вам интересны, как художнику?
Г.С.: Я очень люблю выставки, причём разные — и камерные и очень большие, такие, как были в Манеже или Гостином дворе. Для меня это всегда событие и праздник! Очень жаль, что сейчас все меньше европейских художников приезжает к нам из-за кризиса, или из-за того, что, как мне кажется, в мире немного снизился интерес к авторской кукле...
Л.К.: Если ли у Вас работы других мастеров кукольников или мишкоделов, близко ли Вам коллекционирование?
Г.С.: Да, очень близко. Я достаточно давно собираю авторских мишек, но сейчас больше увлечена антикварными куклами, медведями и старыми игрушками. Совсем недавно я пополнила ряды преданных поклонниц Сергея Романова, нашего удивительного коллекционера игрушек. Его новогодняя выставка воодушевила меня настолько, что в течение нескольких месяцев я скупила на просторах интернета и блошиных рынках все понравившиеся мне игрушки. Теперь у меня есть своя, думаю не очень ценная, но очень любимая и милая коллекция старых елочных игрушек, чему я очень рада. Вспомнила свои детские игрушки, игрушки девочек, задумалась о том, почему мы не сумели всё это сохранить. Очень жалею об этом сейчас, стараюсь восполнить эту потерю поиском похожих игрушек. Конечно, это уже будут немного другие мишки и куклы, но я надеюсь на свою интуицию, на то, что она меня не подведёт. Ведь у старых игрушек удивительно тёплая и уютная энергетика. Это проверено. Так что сейчас я точно знаю, как быстро, а главное, правильно потратить заработанные деньги :)

Л.К.: Куклы — это каждодневная работа или медитация, которой нужно заниматься только при определённом настроении?
Г.С.: Несомненно, это своего рода медитация, мне нужно не просто иметь возможность, время и место, для работы, необходимо, чтобы все мои мысли и желания были направлены на куклу. Если этого по каким-то причинам не происходит, я просто за нее не берусь и никакие попытки самодисциплины, обращение к здравому смыслу, жизненному опыту и совести не помогают.
Л.К.: Любите ли Вы заказы, берете ли Вы их?
Г.С. На заказ не работаю, но иногда не могу отказать в просьбе своим коллекционерам одеть куколку или повторить один из ранее созданных образов.


Л.К.: В каких странах живут Ваши куклы?
Г.С. Знаю, что мои куколки живут в Англии, Америке, Франции, Нидерландах... Возможно, где-то ещё, но я, как правило, не отслеживаю судьбу своих работ, когда отдаю их галерею, ведь у кукол начинается своя независимая, интересная жизнь. Всегда расстаюсь с работами с легким сердцем в надежде на то, что кому-то они принесут в дом радость и счастье.
Л.К.: Увлекает ли Вас история кукол, костюмов?
Г.С.: Конечно, мне интересно всё, что связано с историей куклы. Ведь абсолютно точно кукла — это нечто большее, чем просто детская игрушка. Они обладают очень сильной энергетикой и эмоциональным воздействием на человека. А к историческому костюму у меня довольно легкомысленное отношение, я люблю эклектику, когда какой-то яркий элемент одежды той или иной эпохи неожиданно сочетается с авторским видением образа. А скрупулезное следование строгим правилам и канонам меня быстро утомляет.

Л.К.: Откройте секрет, какая куколка у Вас в данный момент в работе?
Г.С.: В работе сейчас несколько разных по размеру и стилю антикварных куколок. Иногда я даже теряюсь от такого многообразия возникающих образов. Как правило, достаточно долго подбираю ткани, оттенки, детали, все остальное идет быстрее...
Л.К.: Верите ли Вы в то, что авторские куклы, как и люди, живут своей, предначертанной судьбой, жизнью?
Г.С.: Я заметила, что в какой-то момент кукла начинает жить как бы независимо от автора, и иногда непонятно, кто кому диктует свою волю. Часто такой процесс взаимодействия требует очень больших эмоциональных затрат и хорошо, когда перед выставкой, или перед тем, как показать куколку, у коллекционера есть два-три свободных дня. За это время мне удается взглянуть на куклу как бы со стороны, иногда что-то подправить или изменить, но очень часто такого времени у меня, к сожалению, нет.

Л.К.: А есть ли у Вас кукольная мечта?
Г.С.: Есть. Хочется отреставрировать и одеть антикварных кукол, которых купила себе в коллекцию. Стала замечать, что интереснее создавать образы в голове и сложнее заставить себя работать. Поэтому всем и себе тоже желаю вдохновения и сил для воплощения задуманного.


Гала, спасибо за Ваш талант, за Вашу душевность, за Вашу красоту во всем.
Меня переполняет гордость за наше интервью, я радуюсь, что смогла узнать о любимом кукольном мастере простые повседневные вещи. Ведь нам всегда кажется, что успешный человек обладает чем-то таким, что нам не дано точно. Всегда хочется приоткрыть завесу звездной жизни и понять «причину» успеха. И каково же наше удивление от того, что в жизни этих людей все как у всех: дом, семья, дети, заботы, выбор... Каждый день мы стоим перед ним, но только те из нас, кто делает его правильно, чувствуя свое предназначение, достигают того самого успеха, о котором мечтаем все мы.
Я желаю всем нам делать правильный выбор, а он возможен только в одном случае, если слушаешь свое сердце. И помните, другого кино в главной роли с нами не будет. Сценарий мы пишем здесь и сейчас.
Беседу вела Люда Кравчук. Москва. Апрель, 2015 год.
Корректор — Катя Еремина!

2 комментария:

  1. потрясающие работы мастера!
    было интересно. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, спасибо тебе, что заглядываешь ко мне!

      Удалить

Мне очень ценно и важно знать ваше мнение о моих постах и я с радостью читаю ваши комментарии! Спасибо вам за это! Если вы не зарегистрированы в Blogger, но вам есть, что сказать, вы можете выбрать в "подпись комментария" Анонимный и оставить комментарий. Но мне будет приятно узнать ваше имя и ответить вам лично!